Как ислам учит бережному отношению к природе и воде

30 июнь 2025 207 0
Режим чтения

Природа — творение Аллаха ﷻ, в каждой её детали — знамения, указывающие на Его могущество, мудрость и милость. Благонравие включает в себя и ответственное отношение к тому, что Аллах доверил человеку — земле, воде, животным и окружающей среде. Ислам учит экологическому сознанию задолго до появления современных экологических движений.

 

1. Человек — халиф на земле

 

Аллах ﷻ говорит:

 

    «Вот твой Господь сказал ангелам: “Я поставлю на земле наместника”»

(Сура аль-Бакара, 2:30)

 

Человек — халиф (наместник), ответственный за порядок и заботу о земле. Ему доверено использование благ, но с уважением и умеренностью, а не с расточительством или вредительством.

 

2. Запрет на порчу земли

 

Аллах ﷻ предостерёг:

 

    «Не распространяйте нечестие на земле после её упорядочения»

(Сура аль-А’раф, 7:56)

 

Земля была сотворена чистой и пригодной для жизни. Портить её — значит идти против воли Творца. Это включает вырубку лесов без нужды, загрязнение воздуха и воды, уничтожение живых существ ради развлечения.

 

3. Вода — благословение и аманат

 

Аллах ﷻ подчёркивает важность воды:

 

    «Мы сотворили из воды всё живое»

(Сура аль-Анбия, 21:30)

 

Вода — основа жизни, её сохранение и рациональное использование — обязанность мусульманина. Даже при омовении, где вода служит для поклонения, Пророк ﷺ запрещал расточительство:

 

 Передаётся, что Пророк ﷺ сказал Сахабе, который делал омовение чрезмерно:

 

    «Не расточительствуй». Он сказал: «Разве в омовении тоже бывает расточительство?» Пророк ﷺ ответил: «Да, даже если ты у реки проточной»

(Ибн Маджа, № 425)

 

Это пример глубочайшей бережности, даже в поклонении, даже когда ресурсов — в изобилии.

 

4. Запрет на бессмысленное убийство животных и разрушение природы

 

Заботиться о животных, не причинять вред живому — путь к довольству Аллаха.

 

5. Посадка деревьев — сады награды

 

Пророк ﷺ сказал:

 

    «Если мусульманин посадит дерево или посеет семена, и птица, человек или животное поест из этого — то это будет считаться садака (милостыня)»

(Бухари, № 2320; Муслим, № 1552)

 

Это хадис вдохновляет на активные действия по озеленению, благоустройству и поддержанию экосистемы.

 

Ислам призывает к экологической ответственности на каждом уровне: в быту, в обществе, в отношениях с природой. Это не только вопрос нравственности, но и вопрос поклонения. Уважение к воде, растениям, животным и окружающей среде — часть благодарности Творцу за Его дары.

 Бережное отношение к природе — это поклонение.

Экономия воды — это сунна.

 Защита животных — путь к довольству Аллаха.

 

Пусть каждый мусульманин будет аманат-носителем — тем, кто с любовью и ответственностью относится ко всему, что доверил ему Аллах ﷻ.

Комментарии Вход