Как ислам учит бережному отношению к природе и воде

Природа — творение Аллаха ﷻ, в каждой её детали — знамения, указывающие на Его могущество, мудрость и милость. Благонравие включает в себя и ответственное отношение к тому, что Аллах доверил человеку — земле, воде, животным и окружающей среде. Ислам учит экологическому сознанию задолго до появления современных экологических движений.
1. Человек — халиф на земле
Аллах ﷻ говорит:
«Вот твой Господь сказал ангелам: “Я поставлю на земле наместника”»
(Сура аль-Бакара, 2:30)
Человек — халиф (наместник), ответственный за порядок и заботу о земле. Ему доверено использование благ, но с уважением и умеренностью, а не с расточительством или вредительством.
2. Запрет на порчу земли
Аллах ﷻ предостерёг:
«Не распространяйте нечестие на земле после её упорядочения»
(Сура аль-А’раф, 7:56)
Земля была сотворена чистой и пригодной для жизни. Портить её — значит идти против воли Творца. Это включает вырубку лесов без нужды, загрязнение воздуха и воды, уничтожение живых существ ради развлечения.
3. Вода — благословение и аманат
Аллах ﷻ подчёркивает важность воды:
«Мы сотворили из воды всё живое»
(Сура аль-Анбия, 21:30)
Вода — основа жизни, её сохранение и рациональное использование — обязанность мусульманина. Даже при омовении, где вода служит для поклонения, Пророк ﷺ запрещал расточительство:
Передаётся, что Пророк ﷺ сказал Сахабе, который делал омовение чрезмерно:
«Не расточительствуй». Он сказал: «Разве в омовении тоже бывает расточительство?» Пророк ﷺ ответил: «Да, даже если ты у реки проточной»
(Ибн Маджа, № 425)
Это пример глубочайшей бережности, даже в поклонении, даже когда ресурсов — в изобилии.
4. Запрет на бессмысленное убийство животных и разрушение природы
Заботиться о животных, не причинять вред живому — путь к довольству Аллаха.
5. Посадка деревьев — сады награды
Пророк ﷺ сказал:
«Если мусульманин посадит дерево или посеет семена, и птица, человек или животное поест из этого — то это будет считаться садака (милостыня)»
(Бухари, № 2320; Муслим, № 1552)
Это хадис вдохновляет на активные действия по озеленению, благоустройству и поддержанию экосистемы.
Ислам призывает к экологической ответственности на каждом уровне: в быту, в обществе, в отношениях с природой. Это не только вопрос нравственности, но и вопрос поклонения. Уважение к воде, растениям, животным и окружающей среде — часть благодарности Творцу за Его дары.
Бережное отношение к природе — это поклонение.
Экономия воды — это сунна.
Защита животных — путь к довольству Аллаха.
Пусть каждый мусульманин будет аманат-носителем — тем, кто с любовью и ответственностью относится ко всему, что доверил ему Аллах ﷻ.