Адабы дуа

02 май 2025 28 0
Режим чтения

 

Адабы дуа: нормы и условия обращения к Аллаху

Дуа (мольба) — один из важнейших видов поклонения в Исламе. Она является проявлением зависимости раба от Господа, признанием Его власти, могущества и милости. В хадисе Пророка Мухаммада ﷺ говорится: «Дуа — это суть поклонения» (Тирмизи, 2969). Исламское богословие уделяет особое внимание этике дуа (адабу), поскольку она оказывает влияние на духовное состояние молящегося и является причиной принятия мольбы.

1. Искренность (ихлас) и правильное намерение

Основой любого деяния в Исламе является искренность. Дуа должно быть обращено только к Аллаху, без посредников, с полным осознанием того, что только Он способен ответить на мольбу. Чтение дуа в состоянии показухи, усталости или формального заучивания не соответствует его цели. Аллах Всевышний в Коране говорит:

«Взывайте к Аллаху, искренне посвящая Ему религию» (Сура Гафир, 40:14).

2. Начинать с восхваления Аллаха и салавата Пророку ﷺ

Перед тем как приступить к прошению, рекомендуется начать дуа с восхваления Аллаха (тахмид), возвеличивания (такбир) и с чтения салавата (благословения) Пророку Мухаммаду ﷺ. Это установлено в достоверных хадисах. Посланник Аллаха ﷺ сказал:
«Если кто-либо из вас совершает дуа, пусть начнёт с восхваления Аллаха и салавата Пророку, а затем просит то, чего желает» (Абу Дауд, 1481).

По мнению большинства учёных, салават должен быть прочитан как до, так и после самой мольбы.

3. Смиренность, понижение голоса и скромность

Среди адабов дуа — соблюдение уважительной формы обращения: пониженный голос, спокойствие, отсутствие высокомерия или требовательности. В суре Аль-Аʿраф говорится:

«Взывайте к вашему Господу смиренно и втайне. Воистину, Он не любит преступающих границы» (Аль-Аʿраф, 7:55).

Также рекомендуется, по возможности, быть в состоянии ритуальной чистоты, совершить омовение, сесть лицом к кыбле и воздет руки, что соответствует практике Пророка ﷺ.

4. Выбор благословенного времени и места

Несмотря на то что дуа дозволено совершать в любое время, существуют особые периоды, в которые принятие мольбы становится наиболее вероятным.

  • последняя треть ночи;

  • время между азаном и икамой;

  • в суджуде;

  • в пятничный день (особенно после Аср);

  • в Рамазан, особенно при ифтаре;

  • в День Арафа;

  • во время дождя и путешествия.

Также благословенными считаются мольбы, совершаемые в Мекке, в мечетях, в благородных местах.

5. Уверенность в ответе и постоянство

Человек должен быть убеждён в том, что Аллах слышит и отвечает на мольбы. В хадисе говорится:
«Просите у Аллаха, будучи уверенными, что Он ответит, и знайте: Аллах не принимает дуа от сердца, невнимательного и рассеянного» (Тирмизи, 3479).

Нельзя торопиться и говорить: «Я сделал дуа, но оно не было принято». Пророк ﷺ предостерёг от подобной нетерпеливости (Бухари, 6340).

 

Адабы дуа — это не просто внешняя форма, а проявление внутренней покорности, осознания нужды и зависимости от Аллаха. Следование этим нормам не гарантирует автоматического ответа, но способствует углублению духовной связи с Господом и укреплению таухида. Мусульманин должен совмещать между надеждой и смирением, прося у Аллаха блага этого мира и вечности.

 

Бейсенбекова Баян

Комментарии Вход